Некоторые размышления на тему технологии Яндекса Спектр

Опубликовано Эдик 17/12/2010 в разделе Поисковое продвижение (SEO)

Некоторые размышления на тему технологии Яндекса Спектр

15 декабря 2010 Яндекс запустил новый алгоритм ранжирования поисковой выдачи Краснодар. Изюминкой данного алгоритма стала новая технология Спектр, призванная улучшить, а точнее разнообразить, выдачу по неоднозначным запросам. Другими словами, если запрос формулируется так, что не совсем понятно, чего же именно хотел пользователь, то Спектр пытается предсказать недосказанный мотив поиска и предоставить в выдаче ответы по разным направлениям. К примеру, если будет задан запрос «билеты», то поскольку не ясно, какие именно билеты интересуют пользователя и что именно он хочет с ними сделать (купить, узнать цену, наличие) – то Яндекс покажет выдачу такой, чтобы пользователь с высокой вероятностью хотя бы в какой-то ее части увидел ресурс, отвечающий его неявными и неуказанным в запросе целям. Так по тому же запросу «билеты» мы видим в топ10 Яндекса 4 сайта на тему театрально-концертных билетов, 4 железнодорожных агентства, 2 ресурса, занимающиеся распространением авиабилетов. Есть там и ответы на неявные запросы «купить», «заказать» и т.п.

Как это работает? Во всех неявных запросах Спектр ищет так называемые «объекты». Каждый объект при этом привязывается Спектром к одной или нескольким «категориям». А каждая категория при этом имеет некий список предопределенных «потребностей». В нашем примере «билет» – это и есть объект, который Яндекс относит к категории, которая так скорее всего и называется – «билеты» (к примеру, запрос «БМВ» может оноситься к категории «автомобили», а вторая категория для данного запроса – «компания» и т.п.). А у категории «билеты» актуальный список потребностей может быть: «купить», «заказать», «цена», «наличие» и т.п. Вот как бы неявно Яндекс теперь пытается «подмешать» выявленные потребности к неявно заданному запросу и результаты таких уже нескольких запросов показать в одной выдаче в строго определенной пропорции.

Список категорий на данный момент насчитывает 60 наименований, их количество будет постоянно расти. Также как и будет расти и изменяться количество потребностей в каждой категории. Откуда все это берется? Яндекс анализирует еженедельно огромный пласт однозначных запросов, чтобы по их статистике понимать, что могут скрывать в себе их неоднозначные варианты. Кроме этого анализируются данные энциклопедий и справочников, в том числе Wikipedia.

А теперь самое интересное. Что же поменяется в плане продвижения сайтов? Думаем, что очень многое. Задумаемся, если до Спектра поисковая выдача по некому запросу могла быть полностью занята однотипными коммерческими ресурсами (естественно, что с точки зрения пользователя поисковой системы это не есть хорошо, и тут не будем ни с кем спорить в этом вопросе), так как, несмотря на то, что разнообразием выдачи и до Краснодара Яндекс занимался вплотную, но в конечном результате поиска из топ10 могли быть «выдавлены» все некоммерческие ресурсы, потому что в итоге, хотя ранжирование в каждой типовой группе сайтов происходит по-разной формуле, все равно все окончательно ранжировались по финальному параметру релевантности. Теперь же если по всей статистике Спектр решит, что по некому неявному запросу 20%25 сайтов должны быть в топе информационные – никакие манипуляции с коммерческими ресурсами ничего с этими 20%25 поделать не смогут.

Вывод. Теперь топ10 стал еще реально УЖЕ. Если вы двигаете сайт по неявному запросу, то в вашей поисковой выдаче может оказаться только 5 ресурсов того же типа, что и вам (не важно, что это – интернет-магазин или корпоративный сайт). И конкурировать вы уже будите не с 10, а с 5 сайтами. И тут вам уже решать, что делать – продолжать конкурентную борьбу, довольствоваться второй страницей выдачи (ее посещаемость кстати видимо существенно должна увеличиться), уходить в другую «весовую» категорию (к примеру выходить в том уже не с продажей товара, а с его обзором, или с отзывами на него) или же вообще отказываться от неявных запросов в принципе.

Удачи всем в принятии правильного решения!!!

P.S. А впереди нас еще всех ожидает персонализация выдачи 🙂

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *